Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Об учреждении

ШколаШкола

ГБОУ СОШ с.Домашка

Школа в селе Домашка впервые открыла свои двери обучающимся

1 сентября 1917 г.

→ Узнать больше

 


Статистика

Данные о количестве посетителей за текущий день

Яндекс.Метрика

 

Интернет-приемная

Вы можете обратиться к нам через форму обратной связи

Задать вопрос

  


 

 

 

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы приглашаем вас совершить небольшую экскурсию по нашему краеведческому музею.

 Школьный музей вновь открылся в сентябре 2015 года. Но до этого у нас в селе существовал краеведческий музей. Создателями музея были

преподаватели-историки Ишин Николай Дмитриевич и Маслов Анатолий Ильич.

Сначала для музейной экспозиции была выделена только одна стена в школьной пионерской комнате. Затем «музей» перевели в крохотную комнатку на втором этаже построенного Дома культуры, где его вскоре и разворовали. И только много позже в бывшем спортзале старой школы был открыт почти настоящий музей, но уже без многих интереснейших экспонатов. Через несколько лет и этот музей сгорел. Там было много интересных вещей. Кольчуга, казан, сабли, и поржавевшие револьверы, другое оружие, найденное в разное время в окрестностях села.

В настоящее время в музее находится много экспонатов – это предметы быта которыми наши односельчане пользовались 40–60 лет назад. Собраны они краеведами с помощью учителей, учащихся, местных жителей.

Народная мудрость гласит: “Не забывай старь – она новизну держит”.

В нашем музее: утюг, самовар,
Старинная прялка резная…
Да можно ль любить свой край
Не зная историю края?

Тут порой такое диво 
Попадётся средь вещей…
Позавидует Самарский

Краеведческий музей…
Здесь на этом материале,
Что собрали от души,
Хоть научную какую
Диссертацию пиши…

Собирая вещи предков,
Любим мы свой край сильней,
Нету школы без музея
Без истории своей!
Да музей создать не шутка – 
Нужно много сил и лет,
Чтоб годиться мог музеем 
Юный краевед!

Сбор экспонатов музея продолжается. Наши экскурсоводы-краеведы проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, с местными жителями. Затем оформляют альбомы, стенды о людях родного края и села, проводят экскурсии по музею для учеников младших классов и среднего звена, для гостей школы.

 Наш музей называется « Истоки» и  имеет историко-краеведческий характер. То есть мы осуществляем  сбор, хранение, изучение предметов, характеризующих культуру и быт жителей нашего села, историю школы. Сегодня мы познакомим вас с экспозицией «Предметы крестьянского быта». В неё входят орудия труда и домашняя утварь конца XIX - середины XX века.

Первый раздел посвящен занятиям крестьян. Здесь мы видим орудия сельскохозяйственного труда: грабли, серп, косу. А также  кованые ножницы для стрижки овец. 


 

Экспозицию продолжают предметы домашнего убранства и домашняя утварь.

Предметы народного быта, каждодневно используемые в крестьянском хозяйстве, всегда являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, русский человек создал множество разнообразных, практичных, необходимых в крестьянском быту предметов. Дерево на Руси было излюбленным материалом, который использовали в быту для изготовления посуды, инструментов и, конечно, мебели. При обработке дерева использовали все: и ствол, и сучья, и кору. Ничего не выбрасывали, хотя Россия была богата лесами. Дерево было доступно, легко в обработке. Вещи из дерева были практичны в хозяйстве, долго служили и были недороги. Их мог изготовить любой крестьянин, не тратя на это деньги. Чаще всего из дерева делали посуду. Из дерева охотно делали и орудия домашнего труда (ступы, ведра и т.д.), которые были легки в использовании. Многие крестьяне сами изготавливали для своего дома из дерева мебель: столы, лавки. Мебель имела простую форму, украшалась резьбой, иногда покрывалась краской. Фигурные ножки и ручки вытачивались на самодельных токарных станках.

Сундуки.  Они предназначались для хранения различной одежды, приданного, украшений и ценной столовой утвари. По количеству сундуков судили о благосостоянии семьи. У нас представлен сундук с декоративной набивкой из железа. А так же комод украшенный резьбой по дереву.

 На скамье вы видите старинную ручную прялку и чесалку.  

 

Старинные прялки представляли собой конструкцию, состоявшую из лопасти на ножке и горизонтально положенного донца. Кудель закрепляли на лопасти. Прядение шло с помощью веретена. Левой рукой пряха дёргала кудель, правой приводила веретено во вращение, тем самым скручивая волокно в нитку. Прялки часто декорировали резьбой и росписью, причём в разных губерниях России бытовали отличные друг от друга стили и приёмы украшения. В крестьянской семье девочек пяти–семи лет сажали за прялочку и учили прясть. При этом существовал обычай сжигать первую напряденную нить. Пепел давали маленькой рукодельнице выпить с водой: чтобы мастерство не пропало. В тринадцать-четырнадцать лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в семнадцать — самостоятельно устанавливать ткацкий стан. И, глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали: такая красавица не просто щеголиха — она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой!

Вот те прялка, вот те лен,
Вот те сорок веретен.
Ты сиди попрядывай,
На меня поглядывай.

Наряду с ручными прялками были распространены и самопрялки (у окна) "русские", у которых колесо располагалось перпендикулярно полу (их еще называли "стояки")

 Прядением нитей, изготовлением тканей и их окраской занимались в каждой семье. К работе приступали осенью, после окончания уборки урожая. Наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того, чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось девятьсот пятьдесят пять часов усердной работы.

В каждой семье хозяйка старалась украсить свой дом  полотенцами с декоративными вышивками (рушниками). Полотенце — "кусок полотна". В прошлом полотенца изготавливалось в домашних условиях изо льна. Выращенный лен теребили (тягали), мочили, сушили, трепали, чесали, затем пряли нить, из полученной нити ткали холсты, которые потом вышивали рукодельницы. Холсты для рушников выбеливались, для этого их развешивали или расстилали на солнце. Узор создавали из льняной нити, чередуя выбеленные и невыбеленные нити. Создание рушников диктовалось не только материальной, но и духовной культурой: использованием в обрядах, ритуалах, традициях. В зависимости от назначения определялся узор. Рушники выполняли также эстетическую функцию. При стандартной ширине полотенец 39-42 см их длина составляла от 1 до 5 м. На концах старинные рушники украшали вышивкой, тканым цветным узором, кружевами. Полотенца представляли собой часть праздничного убранства избы и никогда не применялись для вытирания после мытья или умывания.

Вышивка и кружевоплетение в крестьянском быту больше, чем другие виды украшения тканей, выражали художественные вкусы народа, формировали жилую среду и облик людей.

Народную вышивку по технике исполнения можно разделить на две очень большие группы – счетные вышивки и вышивки, выполняемые по рисовке. Вышивка счетными швами у русских является наиболее древней.

 Счетные вышивки делятся на строчевые, для которых ткань должна быть предварительно разрежена, и вышивки, украшающие ткань по поверхности («крест», «роспись», гладь).

В 1894 году вышивкой занимались более 4 тысяч строчей, проживающих более чем в 100 селениях. Центрами являлись села Василево, Городец, Лысково. Очень часто на предметах домашнего обихода встречаются вышивки с растительным орнаментом.

На будничных полотенцах был один ряд вышивки и кружевной край, на праздничных цветная вышивка и белое кружево перемежались в несколько рядов и по краю оканчивались вышитой надписью, исполненной для жениха.

Пол в доме украшали самоткаными или вязаными половиками.

 

 

 Одежда крестьян была проста, вы видите перед собой расшитые рубахи: мужская и женская.

 

 

Фартуки народов проживающих в нашем селе.

А здесь перед вами повседневная обувь крестьян – лапти.

 

 Они делались из лыка различных деревьев липы, ивы, берёзы. Лапти плёл и царь Пётр первый.

 Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари,  накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. Утварь - это вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше.

Традиционной утварью были:  кочерга, ухват, это предметы, связанные с очагом и печью.

Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара.

С помощью ухвата (его еще называли рогач) передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти.  Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом.

Важным в крестьянском хозяйстве было и коромысло, его изготавливали из липы, осины, ивы, древесина которых отличается лёгкостью, гибкостью и упругостью.

В быту русских крестьян наибольшее распространение получили гнутые коромысла в виде дуги.

Так же, как и дерево, распространенным материалом на Руси была глина. Изделия из глины отличались прочностью, долговечностью, особой красотой. Изготавливали из глины в основном посуду. Это и крынки, и горшки. Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей. Технология изготовления была несложной, но требовала определенных умений и навыков. Хорошо сделанная посуда из глины служила очень долго, в ней не портились продукты. На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

 

 

Позже появилась железная посуда. Здесь у нас представлены чугунки.

 

 Чугунок -крупный сосуд, горшок из чугуна, округлой формы, для тушения и варки в русской печи. Особенностью чугуна является его форма, повторяющая форму традиционного глиняного печного горшка: зауженный к низу, расширяющийся к верхней части.

Далее вашему вниманию представлена коллекция утюгов.

 

Рубе́ль— предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём. Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце, а нижняя плоскость его имеет ребристую поверхность.

Другой вид утюга – цельнолитой, изготовлялся из чугуна или бронзы. Такие утюги изначально нагревались на печи, а позже – на электрических и газовых плитах на медленном огне в течение получаса. Поскольку их нельзя было брать без прихватки, со временем цельнолитые утюги были значительно усовершенствованы: их стали делать парными – с одной общей съемной ручкой на два чугунных полотна. Пока одним полотном гладили, второе нагревалось, что делало процесс глажки непрерывным.

Угольные утюги появились в петровские времена в XVII веке. Были они чугунными. Во внутреннюю полость таких утюгов насыпали горячие угли, после чего приступали к глажению белья. По мере остывания - угли меняли на новые. А здесь уже современный электрический утюг.

До широкого внедрения электрического освещения использовались керосиновые лампы.

 

 

 После распространения электрического освещения лампы используются в основном в российской глубинке, где часто отключают электричество, а также дачниками и туристами. Кероси́новая ла́мпа — светильник на основе сгорания керосина.

Керосиновые фонари «Летучая мышь» выполняются в ветрозащитном исполнении.

 

Название «Летучая мышь» происходит от слова «Fledermaus». Так называлась немецкая фирма, которая в XIX веке создала ветроустойчивый фонарь с керосиновой лампой. Позже так стали называть все подобные светильники.

Самовары использовались в быту, на праздничных мероприятиях.

 

Жар самовара использовался не только для изготовления вкуснейших напитков, но и согревал помещение. Открытие принципа гальванопластики приводит в 80-е - 90-е годы 19 века к широкому распространению никелировки, что удешевляла производство самоваров и их стоимость. С этого времени самоваров становится чрезвычайно много: они появляются и в трактирах, и в магазинах, и в гостиницах, и на постоялых дворах, и в монастырях. Их форма и отделка становится всё интереснее и оригинальнее. Самовар — металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями, изобрели на рубеже XVIII в. русские мастера.

В 19 веке  газовых плит не было и во многих домах пищу готовили на керогазе.

 

Это было очень опасно. В быту для изготовления масла использовали ручную маслобойку, а для стирки использовали стиральную доску. И ни один праздник не проходил без звучания народных инструментов: балалайки и гармони.

 

 В нашей экспозиции представлены так же ножная швейная машинка, маслобойка ручная, часы настенные с кукушкой.

 

Вы познакомились с экспозицией «Предметы быта крестьян».

 Великий советский географ Н.Н. Баранский сказал: “Чтобы любить свою Родину, надо хорошо её знать”. Наша экскурсия подошла к концу, но краеведческая работа продолжается. Мы надеемся, что вы не окажетесь равнодушными к тому, о чём узнали сегодня. Земля, на которой мы живём, таит в себе много загадок и исторических находок. Любите свой край, своё село, делайте его лучше, красивее.

Спасибо вам всем за внимание.